Цветовая гармония - это закономерная связь (порядок) между такими характеристиками цвета как цветовой тон, насыщенность, яркость, площадь и фактура.
Хроматическим контрастом называется иллюзия изменения цветового тона и насыщенности под воздействием соседних цветов. Изменение цвета в зависимости от соседнего цвета происходит не только по светлоте, но и по цветовому тону и насыщенности.
Серые одинаковые квадраты, помещенные на различные цветные фоны, будут приобретать различные цветовые оттенки.
Например, на синем фоне серый квадрат будет казаться пожелтевшим, на желтом фоне - синеватым, а на зеленом фоне - порозовевшим. Такое изменение и называется хроматическим контрастом.
Рассмотрев эти серые квадраты, мы можем заметить, что они приобрели оттенки, противоположные цвету фона, на котором они находятся. К синему противоположный (или взаимно-дополнительный) - оранжевый цвет, тогда к серому примешивается этот оттенок и серый становится теплее. К зеленому фону противоположный - красный, и серый квадрат - розовеет.
В зависимости от фона меняется и насыщенность цвета. Расположим красные одинаковые квадраты на красном, оранжевом, и зеленом фонах.
На красном фоне красный квадрат трудно различим, он теряет насыщенность, потому что на него оптически наслаивается зеленый цвет, цвет противоположный фону, и тем самым уменьшает активность цвета красного квадрата.
На оранжевом фоне красный квадрат меньше теряет свою насыщенность и становится холоднее; здесь на красный квадрат наслаивается синий.
А на зеленом фоне красный квадрат выглядит самым насыщенным, так как к нему примешивается, усиливая его насыщенность, красный цвет, который является взаимно-дополнительным к зеленому цвету фона.
Усилить или уменьшить контраст
Выразительность цвета зависит от меры контраста с фоном, контраста светлот, цветовых тонов и насыщенностей.
- Для увеличения контраста применяется дополнение цвета, противоположного фону.
- Любой цвет на фоне своего дополнительного имеет максимальную насыщенность.
- Любой цвет на родственном фоне теряет насыщенность.
- Цветовой контраст сильнее заметен, когда оба цвета имеют приблизительно одну и ту же светлоту.
- Сила контраста зависит и от разности светлот.
- Контраст можно увеличить или уменьшить количественным соотношением площадей объекта и фона. Большая разница площадей - контраст увеличивается.
- Сила контраста зависит от конфигурации формы объекта. При одной и той же площади у объекта, имеющего больший периметр конфигурации, контраст с фоном увеличивается.
- Ахроматический контур (серый) уменьшает действие цветового контраста. Он дает цвету самостоятельность.
- Черный, белый контуры изменяют светлотность объекта и его отношения с фоном.
Краевой контраст - это иллюзия наибольшего изменения по цветовому тону и светлоте, которая происходит в линиях соприкосновения цветов.
Краевой контраст - частный случай хроматического и светлотного контрастов.
Если посмотреть на контрастные по светлоте рядом расположенные плоскости, то мы увидим, что светлая плоскость у самой границы с более темной значительно посветлела. А темная у границы со светлой, наоборот, еще больше потемнела. Получается впечатление как бы неравномерно окрашенных плоскостей. Но стоит провести между ними контурную линию, и явление краевого контраста исчезнет, потому что контурная линия в данном случае убирает взаимодействие плоскостей цвета.
Кроме изменения по светлоте в линиях соприкосновения, здесь происходит наибольшее изменение цветовых плоскостей и по цветовому тону, точнее, по теплу-холодности. Одна и та же плоскость красного цвета на границе с синей теплеет, а на границе с желтой - становится холоднее. Это происходит потому, что на каждый край плоскостей, расположенных рядом, оптически наслаивается цвет, противоположный цвету, рядом лежащей плоскости.
Цвет и температура
Какие оттенки выбрать для интерьера - теплые или холодные?
Если мы хотим создать интерьер, который будет мягче восприниматься, то лучше использовать теплые тона.
Холодные оттенки часто стремятся к прямизне граней и образованию углов.
Острые формы, окрашенные в теплые тона, теряют остроту углов.
Если говорить о контрасте пола и стены - чем теплее тона, тем мягче переход.
Цветовая гармония или за что платить специалисту по цвету?
Часто оценка цветовой гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного или неприятного, привлекательного - непривлекательного и т.д. Подобные суждения построены на субъективном мнении и не носят объективного характера.
Опыт учит, что впечатление приятного достигается сочетанием таких цветов, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Цветовой тон, насыщенность, яркость (светлота), площадь и фактура поверхности - те основные переменные характеристики, которые влияют на достижение гармонии. Задача гармонизации - это поиск соразмерных связей этих характеристик.
Гармония - есть соответствие частей целого, построенного на контрасте при качественном и количественном равновесии.
Иными словами, гармония - это равновесие сил. Например, взаимно-дополнительные цвета. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Или другой пример: если мы видим белое пятно на черном фоне, а затем переведем взгляд в сторону на светлую ровную поверхность, то в виде остаточного изображения увидим слабое пятно таких же очертаний черного цвета. Мы опять наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия.
Цвет является неотъемлемой составляющей окружающей человека предметно-пространственной среды. Отдельно от формы цвета в природе не существует, как не
существует бесцветной формы. Формы с одинаковой геометрией, массой, с близкой фактурой, равно освещенные и помещенные в одинаковые по отношению к зрителю
положения, воспринимаются различными, если различны их цветовые характеристики.
При изменении цвета, принадлежащего той или иной форме, изменяются свойства, определяющие в восприятии человека предыдущую форму, и устанавливаются другие, принадлежащие новой форме.
Таким образом, визуальное изменение объемно-пространственной формы может быть обусловлено изменением одного ее свойства – цвета, поэтому можно говорить о формообразовании с помощью цвета, точнее – полихромии – сочетания нескольких цветов. Забывая об этом, человек трактует цвет лишь как дополнение к объемно-пространственной форме, тем самым обедняя ее пластический язык.
Цвет и рисунок, полихромия и фактура или почему заказчик по разному воспринимает эффект декоративной штукатурки?
Цвет объемно-пространственной формы и ее фактура также взаимосвязаны. Грубая фактура нейтрализует действие цвета и предусматривает развитие нюансной полихромии.
Гладкой фактуре близок более контрастный цвет, оставляющий неизменным ее действие.
Зеркальная поверхность снижает насыщенность цветов и уменьшает количество различимых оттенков.
В свою очередь фактура формы может оказать определенное воздействие на полихромию: нюансная полихромия может быть значительно усилена прямым действием фактур (когда светлому цвету соответствует грубая фактура, темному — гладкая) или же нейтрализована обратным их действием.
Анна Сабанина, специалист по колористике Декор-Центра Oikos в Екатеринбурге.